Тюменская область,
Березовский район, 
п. Приполярный,
2 микрорайон, дом 9 «а»

8 (34674) 34-7-17
 

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Инклюзивное образование

Инклюзия (от inclusion - включение) процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, препятствующие получению образования без специально созданных условий.

Инклюзивное образование – это равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование дает детям с ОВЗ возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов и детей с ОВЗ

Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются пандусы, широкие двери.

Перечень предоставляемых услуг для   детей с ОВЗ в МАДОУ детский сад «Сказка»:

  • обучение по адаптированной образовательной программе, согласованной с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей с ОВЗ;
  • создание специальных условий, обозначенных территориальной ПМПК;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей с ОВЗ;
  • предоставление дополнительных услуг (кружки). 

 

В детском саду созданы материально-техническое условия для работы с детьми с ОВЗ:

  • кабинет учителя-логопеда;
  • кабинет педагога-психолога, сенсорная комната;
  • комната сказок;
  • спортивно-музыкальный зал;
  • интерактивное оборудование;
  • музыкальные игрушки;
  • спортивные тренажеры.

В детском саду созданы кадровые условия для работы с детьми с ОВЗ:

С детьми работают педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ:

  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • педагог - психолог;
  • учитель - логопед;
  • учитель - дефектолог.

Все вышеперечисленные педагоги оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей с ОВЗ:

  • воспитатели - с 17.30 до 18.00 (ежедневно)
  • педагог -психолог - с 08.00 до 09.00 (ежедневно)
  • инструктор по физической культуре с 08.30 до 09.00 (пятница)
  • музыкальный руководитель - с 08.00 до 09.00 (вторник)
  • заместитель заведующего -  с 16.00 до 18.00 (среда)
  • заведующий - с 14.00 до 17.00 (ежедневно).

 

В МАДОУ детский сад "Сказка" созданы специальные условия для детей с ОВЗ:

  • Специальные условия для получения образования
    Дети с задержкой психического развития соблюдение режима эмоциональных нагрузок,  использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий.
  • Слабовидящие дети создание условий доступности образовательной среды, использование специальных тактильных знаков; дидактических материалов, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий.
  • Дети со сложным дефектом (нарушение ОДА, задержка психического развития/ легкая умственная отсталость, тяжелые нарушения речи) обеспечение условий доступа в здание, учебные и иные помещения, предоставление услуг ассистента, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, занятия лечебной (адаптивной) физической культурой, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики.
  • Дети с растройствами аустического спекта (РАС) - функционирует группа комбинированной направленности.
     

Для того, чтобы записаться на консультацию к специалисту либо администрации, а также задать интересующий вопрос необходимо позвонить по телефону 34-7-17 (Бабаева Нурае Баласыевна, заведующий МАДОУ детский сад «Сказка», Бальчугова Анна Владимировна, старший воспитатель).

Уважаемые родители, ответственно отнеситесь к вопросам образования Вашего ребенка. Задумайтесь над необходимостью предоставления ему доступного и качественного образования. Обеспечьте ребенку возможность прохождения комплексного психолого-медико-педагогического обследования в условиях территориальной ПМПК, где Вы получите полные квалифицированные рекомендации специалистов.

На официальном сайте Депсоцразвития Югры размещен буклет о государственных и региональных мерах социальной поддержки инвалидам и семьям, воспитывающих детей – инвалидов. Ссылка на буклет:  https://depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/pamyatki/8681933/buklet-po-meram-sotsialnoy-podderzhki-invalidam-i-semyam-vos/.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования

Наверх